Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

История профсоюза

В 2005 году исполнилось 100 лет организованному профсоюзному движению в образовании России и 15 лет Профсоюзу работников народного образования и науки Российской Федерации.

В настоящее время Профсоюз объединяет 5,3 миллионов членов Профсоюза, в его структуре 78 республиканских, краевых и областных организаций Профсоюза, 2482 окружных, городских, районных и 93982 первичных профсоюзных организаций. Более миллиона профсоюзных активистов осуществляют выборную профсоюзную деятельность.

Объединительные процессы в учительской среде зародились еще в конце XIX столетия и начальной формой объединения работников образования стали съезды народных учителей. Первый съезд народных учителей был проведен еще в 1895 году и способствовал повышению профессионального уровня педагогического персонала и отчасти являлся формой участия учительства в обсуждении вопросов школьного строительства. В 1903-1904 годах демократически настроенные учителя видели способ устранения невыгодных условий своего труда в объединении и борьбе с самодержавием. В эти годы был создан "Союз народных учителей", объединивший демократически настроенных работников, по преимуществу из учительской среды.

В 1905-1907 годах, на волне активного объединения рабочих и служащих различных отраслей народного хозяйства России в профессиональные организации, резко возросло демократическое движение и среди работников образования. В 1905 году, в так называемые "дни свобод", когда появилась возможность легальной работы, возник целый ряд демократических общественных организаций, ставших новым этапом объединения педагогов России. Так 12 марта 1905 года в Санкт - Петербурге 256 учителей и других деятелей народного образования провели собрание для основания "Союза народных учителей и других деятелей по народному образованию".

С 11 по 13 апреля 1905 года в Москве собрались представители 30 губерний России на Съезд педагогов и деятелей по народному образованию, который обсудил принципы объединения разрозненного учительского демократического движения в России, проект программы и Устава создаваемого Союза. Большинство участников съезда, в основном сельские учителя, высказались за то, чтобы союз был не только профессиональной, но и политической организацией. Съезд избрал Бюро Московского Союза, которому поручил совместно с Бюро Петербургского учительского Союза подготовить делегатский Съезд по организации Всероссийского Союза учителей и деятелей народного образования.

В результате подготовительной работы с 7 июня по 10 июня 1905 года в Финляндии состоялся Учредительный Съезд Всероссийского Союза учителей и деятелей по народному образованию на котором присутствовало 147 делегатов от 81-ой местной группы учителей, объединяющих 4668 человек. По сведениям Бюро на съезде была представлена только половина образовавшихся в провинциях учительских групп.

На этом Съезде 9 июня 1905 года   было провозглашено создание Всероссийского Союза учителей и деятелей по народному образованию, избрано Центральное Бюро Союза, утвержден Устав, в котором были заложены идеи организационного строения Союза, которые в той или иной степени нашли отражение в современных профсоюзных структурах.

Наличие политических целей в программных документах профессионального движения того времени является характерной чертой и особенностью процесса становления и развития профсоюзного движения в России в начале XX века.

С 26 по 29 декабря 1905 года в Санкт - Петербурге состоялся 2 делегатский Съезд Союза, который высказался за полную внутреннюю реорганизацию существующих учительских обществ взаимопомощи и объединения их во Всероссийскую организацию на началах материальной взаимопомощи и правовой защиты учителей.

7 июня 1906 года в Финляндии состоялся 3 делегатский Съезд Союза, который в основном отказался от политической платформы и всецело сосредоточился на проблемах защиты социально-экономических и иных прав учителей.

С 18 по 24 июня 1907 года состоялся 4 делегатский Съезд Всероссийского Союза учителей, который признал Союз профессиональной организацией и постановил полностью исключить из Устава политическую платформу, как затрудняющую объединение учительства. Съезд принял 10 постановлений "О непосредственных задачах профессиональной борьбы". Этот съезд стал последним съездом Всероссийского союза учителей и деятелей по народному образованию.

После роспуска 2-й Государственной Думы деятельность Всероссийского союза учителей, как и многих массовых организаций в России ослабла, практически прекратилась.

В период политического оживления в России (1912-1914 гг.) состоялся Всероссийский учительский Съезд, который рассмотрел ряд профессиональных вопросов. Съезд предпринял попытку восстановить деятельность Союза учителей, но безрезультатно.

Только в апреле 1917 года деятельность учительского Союза удалось возобновить в полной мере. На очередном августовском Съезде Союз принял название Всероссийского учительского Союза (ВУС).

С учетом сложившейся политической ситуации в стране Всероссийский учительский Союз вновь включил в программу своих действий ряд политических требований.

После роспуска в 1917 году Учредительного собрания политическая деятельность Всероссийского учительского Союза была направлена против Советов, а потому в учительском движении произошел раскол по политическим мотивам. Власти оказали содействие революционным элементам учительства в выходе их из состава Союза и создании Союза учителей-интернационалистов, который объединил учителей, открыто перешедших на сторону Советской власти.

Союз учителей-интернационалистов по предложению В.И. Ленина высказался в пользу скорейшего создания Всероссийского профессионального Союза работников просвещения и социалистической культуры.

С 28 июля по 1 августа 1919 года в Москве состоялся Учредительный съезд Всероссийского Союза работников просвещения и социалистической культуры. На съезде присутствовало 277 делегатов из 32 губерний.

Создание Всероссийского Союза работников просвещения и социалистической культуры было организационно оформлено 29 июля 1919 года. С этой даты начинается советский период истории профсоюзного движения работников образования России.

В мае 1921 года в профсоюз работников просвещения и социалистической культуры России вошли работники печати.

В октябре 1921 года на объединенном съезде Всероссийского Союза работников просвещения и социалистической культуры и профсоюза работников искусств образован Всероссийский профессиональный союз работников просвещения и искусств.

В мае 1922 года профсоюз работников просвещения и искусств был разделен на два самостоятельных профсоюза: работников просвещения и работников искусств.

С 1922 по 1934 годы действовал Профсоюз работников просвещения РСФСР, который объединял работников школ, детских садов, детских домов, научных учреждений, вузов и политпросветучреждений России.

В 1948 году произошло объединение профсоюзов работников начальных и средних школ РСФСР с профсоюзом работников дошкольных учреждений РСФСР.

В мае 1956 года профсоюз работников начальных и средних школ РСФСР как и аналогичные профсоюзы в союзных республиках был переименован в профсоюз работников просвещения РСФСР.

В марте 1958 года на I-й Республиканской (РСФСР) конференции профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений СССР профсоюз работников просвещения РСФСР был преобразован в республиканскую организацию профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений СССР. Республиканская организация профсоюза просуществовала вплоть до сентября 1990 года, когда крупные политические и социально-экономические преобразования в СССР привели к его распаду и реформированию профсоюзного движения в России.

На состоявшемся 26 - 27 сентября 1990 года Всероссийском Учредительном Съезде было провозглашено создание Профессионального союза работников народного образования и науки РСФСР, принят Устав Профсоюза, избраны руководящие органы. Первым Председателем Профсоюза работников народного образования и науки РСФСР был избран Яковлев В.М., который проработал в этой должности до августа 2003 года. Яковлев В.М. внес неоценимый вклад в создание, становление и развитие Профсоюза, борьбу за социально-экономические права членов Профсоюза в самые трудные годы новейшей российской истории. Отмечая выдающиеся заслуги Яковлева В.М. перед Профсоюзом IV (внеочередной) Съезд Профсоюза учредил ежегодную премию имени В.М. Яковлева для награждения профсоюзного актива.

На V Съезде Профсоюза, состоявшемся 5 апреля 2005 года, Председателем Профсоюза избрана МЕРКУЛОВА Галина Ивановна.

 - Что такое профсоюз?

Профсоюз - добровольное общественное объединение людей, связанных общими профессиональными интересами, которое

создается в целях представительства и защиты
их социально - трудовых прав и законных интересов.

СИЛА ПРОФСОЮЗА-В МАССОВОСТИ И СОЛИДАРНОСТИ!

Что такое профсоюз работников сферы «Образование»?

Профсоюз работников народного образования и науки Российской Федерации является добровольным общественным объединением граждан, работающих в образовательных учреждениях различных типов и видов, органах управления образованием, организациях, предприятиях и учреждениях образования и науки и обучающихся в образовательных учреждениях профессионального образования независимо от их организационно-правовой формы.

Профессиональный союз работников образования – это союз профессионалов, это общественная организация сознательных и активных людей, сообща отстаивающих свои профессиональные, трудовые и социально-экономические интересы.

Профсоюз работников народного образования и науки Российской Федерации имеет определённый опыт, традиции и на деле защищает законные профессиональные, трудовые, социально-экономические и духовные права и интересы работников образования.

Главная задача профсоюза сферы «Образование» -представительство и защита социально-трудовых прав и интересов его членов, обеспечение безопасных и комфортных условий для трудовой деятельности и достойной жизни в обществе.

Механизмы защиты профсоюзом прав его членов прописаны в коллективном договоре образовательного учреждения – главном социальном документе, который заключается между работодателем и  профсоюзной организацией учреждения.

Коллективный договор содержит набор требований по улучшению условий труда и отдыха членов профсоюза; предусматривает их максимальную социальную защиту: повышение заработной платы, повышение квалификации, оздоровление, предоставление материальной помощи и др.

Основные направления деятельности профсоюза работников

сферы «Образование»:

Для достижения уставных целей профсоюз через выборные органы всех уровней своей структуры:

1. Ведет коллективные переговоры, заключает соглашения, коллективные договоры, содействует их реализации.
2. Принимает участие в разработке предложений к законодательным и иным нормативным правовым актам, затрагивающим социально-трудовые права работников, а также по вопросам социально-экономической политики, формирования социальных программ и другим вопросам в интересах членов профсоюза.
3. Изучает уровень жизни работников образования различных профессионально-квалификационных групп, обучающихся, реализует меры по повышению их жизненного уровня, по регулированию доходов членов профсоюза (оплаты труда, стипендий, пенсий, других социальных выплат).
4. Принимает участие в разработке государственных программ занятости, реализации мер по социальной защите работников - членов профсоюза, высвобождаемых в результате реорганизации или ликвидации организации, в том числе по повышению квалификации и переподготовке высвобождаемых работников образования.
5. Принимает меры по предотвращению незаконной приватизации образовательных учреждений, их объектов социально-бытовой сферы, материально-технической базы в случае нарушения законодательства, регулирующего отношения собственности в сфере образования.
6. Осуществляет общественный контроль за соблюдением трудового законодательства, законодательства в области занятости, за выполнением коллективных договоров и соглашений, за состоянием охраны труда и окружающей среды, за соблюдением законодательства в области социального страхования и охраны здоровья, социального обеспечения, улучшения жилищных условий и других видов социальной защиты работников, за использованием средств государственных фондов, формируемых за счет страховых взносов.
7. Участвует в урегулировании коллективных трудовых споров, используя в соответствии с законодательством Российской Федерации различные формы защиты социально-трудовых прав и профессиональных интересов членов профсоюза, вплоть до организации забастовок, организует и проводит собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирование и другие коллективные действия.
8. По поручению членов профсоюза, других работников, а также по собственной инициативе обращается с заявлениями в защиту их трудовых прав в органы, рассматривающие трудовые споры.
9. Участвует на паритетной основе с другими социальными партнерами в управлении государственными внебюджетными фондами социального страхования, медицинского страхования, пенсионным фондом и другими фондами, формируемыми за счет страховых взносов; осуществляет организацию и проведение оздоровительных и культурно-просветительных мероприятий среди членов профсоюза и их семей; взаимодействует с государственными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями по развитию санаторно-курортного лечения, учреждений отдыха, туризма, массовой физической культуры и спорта.
10. Оказывает методическую, консультационную, юридическую и  материальную помощь членам Профсоюза.

Член профсоюза-активный борец за правоту и справедливость!

Объединившись в профсоюз, мы сможем защищать свои права, влиять на ситуацию у себя в учреждении, в отрасли, в регионе, в стране, добиваться улучшения своего социального положения и своих товарищей по работе.

Член профсоюза вправе рассчитывать:

- на защиту профсоюза при увольнении по инициативе работодателя (впредусмотренных трудовым законодательством случаях);
- на помощь профсоюзной организации и её органов при нарушении

работодателем трудового, коллективного договора;

- на содействие в решении вопросов, связанных с охраной труда,

возмещением ущерба, причинённого здоровью при исполнении

трудовых   обязанностей;

- на бесплатную юридическую помощь в области трудового права,  оплаты труда, налогового законодательства, адвокатскую помощь в случаях судебного иска;
- на получение льгот при приобретении санаторно-курортных путевок,

путевок в детские оздоровительные лагеря.

Как вступить в профсоюз?

Нужно заполнить бланки заявлений о вступлении в профсоюз и о взимании членских профсоюзных взносов и передать их председателю своей первичной профсоюзной организации.

Профсоюзный комитет примет вас в профсоюз, а председатель профкома заполнит необходимые учетные документы и передаст ваше заявление о взимании членских взносов в бухгалтерию.

Дата приема в профсоюз исчисляется со дня подачи заявления в первичную профсоюзную организацию. Принятому в профсоюз, выдается членский билет единого образца.

- Руководство профсоюза
- Наши праздники и юбилеи